О системном кризисе на Северном Кавказе

О системном кризисе на Северном Кавказе
Фото: www.orgdrujba.ru

Из книги Н.Ханалиева

Экономические трудности — коррупция, наркомания, терроризм и т.д., поразившие весь Северный Кавказ, — это лишь вершина айсберга, внешние проявления, симптомы более глубокого системного кризиса общества. Из него вытекает целый ряд других кризисов, прежде всего национальной идентичности, легитимности власти и самой государственности. Другими словами, исходная причина многих проблем региона, России в целом коренится в социокультурном, духовном кризисе, в потере духовных, идеологических и политических ориентиров.
Весьма распространено ощущение неблагополучия, слома траектории социального, социокультурного, духовного развития региона, что сопровождается повсеместным смятением умов, неясностью перспектив обеспечения личного благосостояния и безопасности. В результате понятия «родина», «вера», «семья», «нация» теряют свой традиционный смысл. Утрачивается связь с национальными традициями и обрядами и в целом с культурой.
Доводы, что все беды Северного Кавказа — терроризм, преступность, конфликтогенность и т.д. — объясняются бедностью, безработицей и другими сугубо экономическими факторами, не всегда корректны. Разумеется, благоприятные социально-экономические условия, материальное благополучие, приемлемый для большинства населения уровень жизни и другие, связанные с ними показатели, составляют необходимое условие для социальной и политической стабильности. Однако, как показывает мировой, да и российский опыт, это необходимое, но недостаточное условие. Можно назвать множество стран, да и регионов Российской Федерации, которые беднее Северо-Кавказского региона, но отнюдь не склонны к росту преступности, терроризму, конфликтности и т.д.
Распад СССР явился одновременно распадом советской идентичности на множество локальных, региональных, этнических, конфессиональных идентичностей. С крахом коммунистического эксперимента народы России в целом, и в частности Северного Кавказа, оказались как бы в идеологическом вакууме. Произошел ценностно-мировоззренческий раскол общества. Стремительное падение доверия к коммунистической системе привело к разрушению идеала, лежащего в основе государственности, что, в свою очередь, подтолкнуло многих граждан России, независимо от социального статуса, национальной или конфессиональной принадлежности, к поискам новых мировоззренческих ориентиров. Сама действительность императивно требует ответы на вопросы: кто мы и куда мы идем? По какому именно пути пойдет Северный Кавказ, какой именно облик в конечном счете приобретет его административно-политическое и национально-территориальное устройство? Насколько жизнеспособен и устойчив фундамент формирующейся в республиках региона государственности?
Кризис проявляется в дефиците или полном отсутствии сколько-нибудь внятного проекта, даже рабочей гипотезы будущего. Идеалы свободы, демократии и гуманизма, пришедшие с Запада, либо дали очень слабые ростки, либо выродились в нечто уродливое. В этих условиях для многих дезориентированных масс людей национализм, этнизм, различные формы фундаментализма оказались подходящим, а то и последним прибежищем. Одной из альтернатив стал религиозный ответ на новые требования и вызовы времени.
Об этом свидетельствуют возрождение интереса к религиозной вере у народов практически всех конфессий, стремительный рост числа церквей, мечетей, синагог и др., а также численности их прихожан. При всем этом в создавшихся ныне условиях было бы глубочайшей ошибкой связывать духовное возрождение общества и народа исключительно или преимущественно с религией, верой. Число новых церквей, мечетей, синагог постоянно растет, но было бы преждевременно и неправомерно утверждать, что пропорционально с этим растет уровень здоровья общества. Как это ни парадоксально звучит, создается впечатление, что состояние, в котором находятся сами конфессии, будь то православие, ислам и др., стало отражением состояния самого общества. Они следуют за обществом, а не занимаются поисками путей выхода из духовного кризиса.
Одним из проявлений и в то же время факторов, усугубляющих кризис, является весьма низкий уровень доверия значительных слоев населения к властной элите соответствующих республик, отсутствие в его глазах легитимности власти. Однако, признавая обоснованность данного тезиса, важно учесть, что существующая власть такая, какая она есть. Чтобы она стала действительно властью, легитимной в глазах народа, мы сами должны преодолеть наше равнодушие к проблемам общества, социальную инертность, безразличие, неумение и нежелание пользоваться своими конституционными правами. К примеру, само научное и образовательное сообщество виновато в том, что во многих научных институтах и вузах фактически стали продавать дипломы и даже профессорские звания и ученые степени, тем самым разрушая интеллектуальный потенциал страны, насаждая невежество и тупость, извращая шкалу ценностей и обесценивая культ знаний. Во многом этим объясняется то, что врачи не умеют лечить, учителя — учить, строители — строить, ученые-гуманитарии разрабатывать дееспособные научные теории общественно-исторического развития и т.д. В результате у подрастающего поколения нет сколько-нибудь ясного представления о жизни, о том, что такое религия, в каком мире мы сегодня живем и в каком направлении движемся. В этом контексте не случайным представляется тот факт, что подавляющее большинство последователей вахабизма на Северном Кавказе составляет молодежь, которая не приемлет множество негативных аспектов северокавказского общества. Зачастую ряды боевиков пополняют отнюдь не представители люмпенизированных, задавленных нуждой слоев населения, изгои — это выходцы из вполне обеспеченных семей. Очевидно, что выбор определенной части этой категории людей определяется нежеланием интегрироваться в общество. Экономические проблемы так или иначе можно решить, чего не скажешь о проблемах духовного, морально-нравственного разлада в обществе. Поэтому, концентрируя внимание исключительно или в первую очередь на социально-экономической сфере, нельзя игнорировать духовное морально-нравственное состояние общества.
Еще в 1990-е годы власти поручили академическому сообществу создать некий новый вариант национальной идеи. Но из этой затеи, как известно, ничего не вышло. Все попытки решения этих проблем обречены на неудачу, если само общество не ощущает их реальность и необходимость их решения. Во-вторых, любая идеология, любой национальный идеал зиждется на философских, политических, религиозных разработках и теориях-доктринах, созданных авторитетными мыслителями и учеными. При отсутствии фундаментальных исследований и разработок всего комплекса общественных и гуманитарных наук могла получиться лишь имитация национальной идеи. В-третьих, дефицит совместной творческой работы властных структур и институтов гражданского общества. При этом государство как бы отстранилось от проблем воспитания нравственности и сохранения духовного здоровья нации, сосредоточившись в первую очередь на решении социально-экономических задач.
В данной связи особого внимания общества и государства требуют система образования, социальные и гуманитарные науки, культура, искусство — главные инструменты воспроизводства и сохранения единства и целостности общества, играющие главную роль в определении национальной идентичности и индивидуальности, реально дающие народам шанс занять достойное место в современном мире. Они призваны прогнозировать и нейтрализовать негативные последствия научно-технического прогресса для духовного, социокультурного развития региона и отдельно взятого человека, разработать пути и средства их минимизации или нейтрализации.
Другими словами, разработка и внедрение приемлемого и понятного для большинства населения национального идеала — это двуединый процесс, в который вовлечены ключевые сегменты общества и государства. Здесь особо важное значение имеет осознание того очевидного факта, что экономика и политика являются производными от гражданского общества. Именно от состояния его здоровья зависят и экономика, и политика. Именно в гражданском обществе происходит социокультурная и политико-культурная социализация подрастающего поколения, здесь формируются и утверждаются основополагающие ценности, цели, интересы, установки граждан, которыми они руководствуются в экономической и политической жизни.

 
По теме
Криминальная хроника - Дагестанская правда Съел золотое кольцо Подозреваемый в краже золотого кольца 32-летний житель Избербаша проглотил его, чтобы избавиться от улики, сообщает пресс-служба МВД по Дагестану.
Дагестанская правда
На всякий пожарный - Дагестанская правда Вопросам пожарной безопасности в школе необходимо уделять самое пристальное внимание, поскольку в современных условиях пожары — наиболее распространенная причина возникновения чрезвычайных ситуаций.
Дагестанская правда
Ашуг, ставший легендой. - Город Кизилюрт Ашуг, ставший легендой. ДЕТСКИЕ И ЮНОШЕСКИЕ ГОДЫ Майским днем 1869 года в ауле Ашага-Стал Кюринского округа Дагестанской области в бедной крестьянской семье родился  мальчик – Сулейман Гасанбеков.
Город Кизилюрт
Поздравляем с днем рождения непоколебимого  патриота, доблестного  воина  Далгатова  Шаматилава - Сетевое издание Голос времени Автор: Зульмира Эфендиева Источник: Редакция "Голос времени" Сегодня празднует день рождения истинный герой и защитник Родины – Шаматилав Далгатов, человек, олицетворяющий отвагу,
Сетевое издание Голос времени